RSS

Шрифты

Шрифты и их разделение по графической основе

Шрифтом в широком смысле называют весь ассортимент наборных материалов (как печатающих, так и пробельных), применяемых в типографиях. В узком же смысле шрифтом называют комплект литер определенного алфавита с относящимися к ним знаками препинания и цифрами. В это понятие могут входить комплекты разных начертаний и разных кеглей.

По графической основе типографские шрифты обычно подразделяют на три большие группы:

— шрифты на русской графической основе — это шрифты, в основе которых лежит русский алфавит; добавление отдельных особых знаков к русскому алфавиту позволяет набирать тексты на многих языках народов бывшего СССР (например, украинском, белорусском, узбекском и десятках других), а также на некоторых иностранных языках, в частности на болгарском и македонском;

— шрифты на латинской графической основе — это шрифты, в основе которых лежит латинский алфавит; добавлением отдельных акцентированных и особых знаков к нему достигается возможность выполнения набора на многих иностранных языках (немецком, французском, испанском, чешском и т. п.) и на некоторых языках народов бывшего СССР, в частности на эстонском, латышском, и литовском;

— шрифты особых графических основ — это шрифты со специальными графемами знаков, используемые при наборе на родственных языках небольшой группы (например, арабский шрифт), а чаще всего на каком-то одном языке, в частности армянский, грузинский, греческий, готический и многие другие шрифты.

В изданиях на русском языке достаточно часто встречаются шрифты на русской и латинской графических основах, а также отдельные знаки шрифтов греческого и готического.

Кегль шрифта

Кегль — основной размер, характеризующий шрифт, т. е. размер литер, шпаций и других наборных материалов, измеряемый в направлении высоты полосы набора.

Если рассматривать отдельную литеру, то кегль — это расстояние между ее передней (сигнатурной) и задней стенками. Кегль всегда измеряют в типографской системе мер: в пунктах — для текстовых шрифтов и мелких пробельных материалов (шпации, квадраты, шпоны и реглеты), в квадратах — для крупных афишно-плакатных шрифтов и крупных материалов (бабашки, марзаны).

Единицы типографской системы, мер применяемые для обозначения кегля

В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов.

При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей:

Цицеро — кегль 12 п.

Именно шрифтом этого размера некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.

Корпус — кегль 10 п.

Боргес — кегль 9 п.

Петит — кегль 8 п.

Нонпарель — кегль 6 п.

Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):

Бриллиант — кегль 3 п.

Диамант-кегль 4 п.

Перл — кегль 5 п.

Миньон — кегль 7 п.

Миттель — кегль 14 п.

Терция — кегль 16 п.

Текст — кегль 20 п.

 Ширина литеры или шпации

Шириной литеры, шпации и других наборных материалов называют их размер, определяемый в направлении ширины полосы набора. Если рассматривать отдельную литеру, то ее шириной можно назвать расстояние между боковыми стенками.


Плотность и насыщенность шрифта

Плотность шрифта определяется отношением ширины знаков типа «н», «п», «и» строчных к их высоте (в процентах), для нормальных шрифтов кг. 10 п. это отношение колеблется от 60 до 85%.

Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов кг. 10 п. это отношение должно быть не более 23 %.

Засечки

Шрифты можно разделить на две основные категории: с засечками (серифами) и без засечек (рубленые). Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. В полиграфии шрифты без засечек также называют гротесками (нем. Grotesk от итал. grottesco).

Существует большое разнообразие шрифтов как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объёмов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.

Шрифт без засечек

 

Шрифт с засечками

 

Шрифт с засечками
(выделены красным)

Группы стандартных шрифтов по характеру их графического оформления

Шрифты по характеру их графического построения (контрастность, размер и форма засечек) разделены на шесть основных групп:

— рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;

— шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (Альбертус, Америго, Икон, Копперплэйт Готик, Крили, ITC Сериф Готик, ITC Ньютекст, Спартан («Монотайп»), Фриц Квадрата);

— медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;

— обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны;

— брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями;

— новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.

Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.

Гарнитура шрифта

Гарнитурой называют комплект шрифтов различных размеров, начертаний и плотности, но одинаковых по характеру рисунка. Каждая гарнитура шрифтов имеет исторически сложившееся название (Литературная, Обыкновенная, Академическая и др.), характеризующее назначение шрифта (например, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Букварная, Школьная и др.), или названная по фамилии художника — автора шрифта (например, Банниковская гарнитура, гарнитура Кузаняна, гарнитура Телингатера и др.).

Некоторые образцы современных русских шрифтов и гарнитур:

1 — литературная;

 2 — елизаветинская;

3 — академическая;

4 — обыкновенная новая;

5 — банниковская;

 6 — школьная;

7 — журнальная рубленая;

8 — Лазурского;

9 — Рерберга;

10 — акцидентная Телингатера;

11 — бажановская;

12 — Кузаняна.

В группу рубленых шрифтов входят стандартные гарнитуры: Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленая, Плакатная, Букварная, Агат.

Журнальная рубленая гарнитура

В группу обыкновенных входят стандартные гарнитуры: Обыкновенная новая, Обыкновенная, Северная, Елизаветинская, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур.

Обыкновенная новая гарнитура

Елизаветинская гарнитура

В группу брусковых входят стандартные гарнитуры: Балтика, Брусковая газетная, Реклама, Хоменко.

В группу шрифтов с едва наметившимися засечками входят Акцидентная Телингатера и Октябрьская гарнитуры.

Гарнитура Телингатера (титульно-акцидентная)

В группу новых малоконтрастных шрифтов входят гарнитуры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Кудряшевская словарная, Кудряшевская энциклопедическая, Баченаса, Новая журнальная и Малановская.

 Школьная гарнитура

Академическая гарнитура

Бажановская гарнитура (титульно акцидентная)

В группу медиевальных шрифтов входят стандартные гарнитуры: Литературная, Заголовочная газетная, Банниковская, Лазурского и Ладога.

Литературная гарнитура

Гарнитура Лазурского

Банниковская гарнитура

Дополнительная группа включает одну стандартную гарнитуру — гарнитуру Рерберга.

Гарнитура Рерберга (титульно-акцидентная)

Универсальных шрифтов не существует. Мнимую универсальность придает им или элементарная шрифтовая бедность, или отношение к ним как к обычным носителям информации.

Нельзя использовать в наборе стихотворных произведений шрифты, предназначенные для набора газет или словарей, а в газетах или словарях — шрифты для набора монографий по искусству или академических изданий.

Как разделяют шрифты по их назначению

В зависимости от наиболее характерного применения шрифтов той или иной гарнитуры, того или иного начертания или кегля все шрифты условно подразделяют (независимо от ранее рассмотренной классификации) на текстовые, выделительные, титульные, акцидентные и афишно-плакатные. Для набора книжно-журнальных изданий наибольшее применение находят текстовые и выделительные шрифты (как правило, до кг. 12), для набора заголовочных элементов — титульные шрифты, для объявлений и особых частей изданий — иногда акцидентные шрифты.


Группы шрифтов по назначению

  1. Книжные гарнитуры:

Академическая, Литературная, Журнальная Рубленая, Банниковская, Байконур, Балтика, Хоменко, Лазурского, Тип Таймс, Тип Бодони, Мысль.

  1. Газетные гарнитуры:

Новая газетная, Газетная рубленая, Брусковая газетная, Агат, Древняя, Малановская, Заголовочная газетная, Звездочка, Норма.

  1. Журнальные гарнитуры:

Журнальная рубленая, Журнальная, Баченаса, Балтика, Бажановская, Титульная, Кузаняна, Пискаревская.

  1. Гарнитуры для словарей и справочников:

Кудряшевская энциклопедическая, Кудряшевская словарная.

  1. Детские гарнитуры:

Школьная, Букварная.

  1. Рекламные и акциндентные гарнитуры:

Рубленная, Реклама, Кузаняна, Акцидентная Телингатера, Плакатная, Каллиграфическая, Парсек, Астра, Сувенир, Платан, Арбат, Информ, Гранит, Декор, Электрон, Лидия и др.

Реклама
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: