RSS

Типичные ошибки в презентации

Сегодня прочитала статью О вреде презентаций PowerPoint на уроках в школе. Я полностью согласна с выводами данной статьи.
Я очень много работаю в Интернете и часто скачиваю готовые презентации, как в русскоязычном сегменте Интернета, так и иностранном. Мне встречаются презентации абсолютно разные — непонятные, с ошибками, не логичные, хорошо продуманные, с хорошим дизайном, но с непонятным содержанием. И в этом многообразии, иногда встречаются интересные работы, которые с большим удовольствием хочется использовать в своей работе.
Изучая презентации, я часто задаюсь вопросом, неужели никто и никогда не говорил коллегам, что нельзя так делать презентацию, что нельзя использовать  графические объекты плохого качества, или загружать слайд текстом, который в учебнике занимает половину  параграфа. А анимационные эффекты! Конечно, детям нравится когда все крутится, вертится, прыгает, но разве это дает положительный результат.
Мне хотелось бы рассмотреть более подробно типичные ошибки, которые допускают авторы презентации. Все ошибки можно условно разделить на следующие группы:
Работая над презентацией ее автор должен опираться на ряд аспектов, которые помогут ему создать действительно интересную и эффективную работу.
Выделим эти аспекты: коммуникативный, когнитивный и технический.


Всем, кто только встал на этот нелегкий путь создания презентации, я всегда советую «нарисуйте» свою будущую презентацию. Как бы это странно не звучало, попробуйте сначала написать конспект занятия (текст доклада и т.п.), а потом просто возьмите листы бумаги и нарисуйте каждый конкретный слайд: что и как должно быть на нем размещено.
Когда вы сделаете все это, то сможете переходить к созданию своей презентации в конкретной программе.
После того как вы ответили на вопросы, о которых я писала ранее, попробуйте «нарисовать» свою будущую презентацию.
Что значит «нарисовать» свою презентацию? Все просто: возьмите листы бумаги (столько, сколько у вас должно быть слайдов) и отметьте на каждом листе что и где у вас будет размещено на каждом конкретном слайде.
Приведу пример спроектированной презентации. Изначально у автора презентации был конспект, который мы разбили на части, подобрали фон для оформления и иллюстративный материал.
Пример приведен в таблице:

Полную версию вы можете скачать по ссылке http://depositfiles.com/files/8jovx1b5d

Фон является элементом заднего (второго) плана. Он должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.


Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации не создает ощущения связанности, стильности, комфортности.
Чтобы избежать данной ошибки, составление цветовой схемы презентации должно начинаться с выбора двух главных функциональных цветов, которые используются для фона и обычного текста.
Сочетание двух цветов – цвета текста и цвета фона существенно влияет на зрителя: некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу.
Традиция нашего восприятия связана с тем, что фон должен быть светлым, а текст темным. Этот контрастный образ пришел от «книжного» текста. В печатных текстах мы сталкиваемся с максимальным контрастом: черный – белый. Мы к нему привыкли, глаз он не утомляет. Однако восприятие текста с экрана имеет несколько иную специфику. В частности, экран генерирует излучение, и поэтому резкий контраст цвета и фона утомителен для глаза. Есть приемы, при помощи которых можно этот резкий контраст смягчить. Например, можно выбрать фон и цвет в одной гамме, только сделать фон максимально светлым, а шрифт – темным.
Необходимо запомнить еще одно правило выбора фона.
Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность усвоения материала.
На представленных ниже слайдах, мы за использованным фоном (картинки) теряем текст, который уже не несет своей информационной нагрузки.

Использование фотографий в качестве фона не всегда удачно из-за трудностей с подбором шрифта.
В этом случае надо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке.
Например:

Что еще важно отметить, так это то, что фон вашей презентации должен соответствовать теме.
Представленные ниже примеры не соответствуют темам, рассматриваемым в презентациях:

Например, я не могу представленный ниже фон использовать в презентации с любой другой темой, кроме как «Эпоха Петра I» и то на этот фон надо ставить подложку (фигуру) иначе я не смогу подобрать такой цвет для шрифта, чтобы он был четко виден.

Примеры оформления презентации:






Сделаем вывод:

Некоторые авторы презентации при создании своих работ допускают следующие типичные ошибки:
Шрифт текста
Хотелось бы посоветовать авторам презентации «не экспериментируйте со шрифтами».
Шрифт — сложнейший элемент дизайна.
Испортить слайд неумелым использованием шрифтов проще простого.
Пример:

При оформлении презентации лучше всего использовать следующие шрифты:
− Arial,
− Comic Sans MS,
− Courier,
− Georgia,
− Tahoma,
− Times New Roman,
− Verdana.
Желательно выбрать 1 или 2 шрифта и во всей презентации использовать только их.

Кегль шрифта зависит от типа, фона презентации, проекционного оборудования.
При оформлении заголовков необходимо использовать кегль от 28 пунктов.
Не следует использовать выделения подчеркиванием, потому что в восприятии активных пользователей Интернет подчеркивание связано с гиперссылкой.

При оформлении основного текста необходимо использовать кегль от 20 пунктов, если размер кегля будет меньше, то текст будет плохо виден. Ребенок вынужден будет напрягать свое зрение, что не очень хорошо для его здоровья.
Сравните, на первом рисунке шрифт основного текста размером 16 пт, а на втором — 28 пт.

Не знаю как вас, а меня раздражают презентации, в которых использованы объекты WordArt. Я вообще не понимаю, зачем использовать объекты WordArt.
Я приведу примеры использования объектов WordArt:

Понять, что написано достаточно сложно.

Текстовая перегруженность 

Приведем также и высказывание Микеланджело, который говорил, что создавая скульптуру, он лишь отсекает всё ненужное, мешающее увидеть произведение искусства.
Я советую вспоминать данные высказывания, когда вы будете делать свою презентацию.
Рассмотрим на примере, как можно представить на слайде один и тот же материал:

Примеры:


Еще один совет: «не пишите весь текст прописными буквами».
СЛОВО, НАПИСАННОЕ ОДНИМИ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, УТРАЧИВАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И СЛИВАЕТСЯ С ДРУГИМИ СЛОВАМИ.

Еще одна ошибка, которую допускают авторы презентации: орфографические и синтаксические ошибки.
Приведем пример, когда автор презентации допустил орфографические ошибки при оформлении презентации:

Синтаксические ошибки также очень сильно бросаются в глаза.
Нельзя забывать про точки и запятые, про пробелы.
В частности надо запомнить, что при наборе текста пробелы ставятся: после, а не до знаков «,», «.», «;», «:», «?», «!», «…», «закрывающей кавычки», «)»; до, а не после «(», «открывающей кавычки», «… в начале предложения»; и до, и после длинного тире; между отдельными словами.

Числовые значения
При оформлении числовых значений необходимо учесть следующие правила оформления:
— при ссылке на года определенного века, следует значение года указывать арабскими цифрами, а века – римскими (например, 70-е года XX в.);- не стоит использовать на слайде числовое значение, оформленное в виде буквенного сокращения (например, «млн.», «млрд.»), лучше для восприятия будет употреблять арабские цифры (например, «1000000», «1000000000»);

— можно выделять числовые значения другим цветом, размером шрифта (делать акцент).

Пример:

Неграмотное использование способов выравнивания текста
В некоторых презентациях текст, как бы «плывет», что видно из представленных ниже скриншотов:

Для сравнения:

Красная строка и интервалы между абзацами
Рассмотрим ситуацию, когда на слайде все же должен быть размещен значительный объем текста, а не тезисы. В этом случае нужно придерживаться определенных правил. В частности, текст в несколько абзацев будет лучше смотреться, если установить красную строку и выдержать интервал между абзацами.
Приведем примеры:

Во втором случае текст воспринимается легче, на слайде словно сохраняется пространство, которое позволяет воспринимать информацию порциями, глотками, смысловыми фрагментами. Такое же форматирование желательно делать и для слайдов, содержащих списки: между элементами списка должен быть небольшой интервал – так информация будет восприниматься удобнее.

Вывод: 

Очень часто в презентациях можно встретить следующие ошибки:
— таблицы с большим объемом информации;
— таблицы без выделения функциональных и содержательных полей;
— не выровненные ряды блоков схем;
— не выровненное расстояние между блоками, если расстояния между составляющими схему фигурами разные;
— схемы без соединительных линии;
— тип диаграммы не соответствует типу сравнения данных;
— в диаграммах не выделены важные части;
— не округлены десятые в значениях.
Таблицы в презентации
Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия. Лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц.
Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные.
Это также позволит сохранить необходимый размер шрифта, чтобы таблица не превратилась в медицинскую таблицу для проверки зрения.

Не следует разбивать таблицу и размещать ее отдельные части на разных слайдах, если при этом вы забыли на одном из слайдов (обычно, втором) отметить функциональные и содержательные поля таблицы.

Примеры слайдов презентации с таблицей после внесения небольших изменений.

или

Не стоит вставлять таблицы в виде графических объектов:

Качество рисунка таблицы не всегда бывает хорошим.

Схемы на слайде
Использование схем в слайдах делает презентацию более эффективной.
При использовании схем в слайдах, созданных при помощи инструментов Автофигур, необходимо учитывать следующие моменты:
− Выравнивать ряды блоков схемы — добиться этого на глаз довольно трудно. Помогут сетка и направляющие линии.
− Выравнивать расстояние между блоками, если расстояния между прямоугольниками разные.

− Добавлять соединительные стрелки. Программа для работы с презентациями предоставляет большой выбор различного вида стрелок, однако для структурной схемы лучше всего воспользоваться соединительными линиями. У такого рода линий есть очень привлекательная особенность: они «привязываются» к связываемым объектам. В дальнейшем, при перемещении фигур, стрелки будут двигаться вместе с ними.

— Старайтесь не использовать в качестве схем отсканированные рисунки. Качество таких схем часто страдает.

Диаграммы в презентации
При использовании диаграмм и графиков на слайдах стоит обращать внимание на следующие моменты.
1) При выборе типа диаграммы, необходимо определять тип сравнения данных: покомпонентное, позиционное, временное, частотное и корреляционное.
Рассмотрим данные типы сравнения данных:
— При покомпонентном сравнении, мы, прежде всего, показываем размер каждого компонента в процентах от некоего целого.

— При позиционном сравнении мы выявляем, как объекты соотносятся друг с другом — одинаковы ли они, больше или меньше других.

— Временное сравнение — в данном случае нас интересует то, как изменяются данные во времени — что происходит с определенными показателями на протяжении четвертей, годов — возрастают ли они, снижаются, колеблются или остаются неизменными.


— Частотное сравнение — данный вид сравнения помогает определить, сколько объектов попадает в
определенные последовательные области числовых значений. Например, частотное сравнение используется для того, чтобы показать, сколько жителей относятся к возрастной группе до 10 лет, сколько — от 10 до 20 и т. д.

— Корреляционное сравнение показывает наличие (или отсутствие) зависимости между двумя переменными.

Каждому из этих типов сравнения соответствует один из пяти основных типов диаграмм: круговая, линейчатая, точечная диаграммы, гистограмма или график.

2) Для построения большинства круговых диаграмм лучше использовать не более шести компонентов. Если вам нужно отобразить большее число компонентов, выберите из них пять наиболее важных, а остальные сгруппируйте в категорию «прочие».

3) При составлении линейчатых диаграмм необходимо убедиться, что пространство, разделяющее линейки, меньше, чем ширина самих линеек.

4) Используйте самый контрастный цвет или штриховку для того, чтобы выделить самый важный элемент, подчеркивая таким образом основную идею, выраженную в заголовке.

5) При составлении графика имейте в виду, что линия должна быть жирнее, чем ось абсцисс, которая, в свою очередь, должна быть жирнее горизонтальных и вертикальных линий, образующих координатную сетку.

6) Вертикальные линии координатной сетки можно использовать для того, чтобы разделить значения параметра за предыдущие периоды и данные прогноза или разбить временную ось по четвертям или годам. Горизонтальные линии помогают читателю точнее сравнивать относительные величины. Поэтому в каждом отдельном случае вам придется решать, какое именно количество вертикальных и горизонтальных линий следует нанести.

7) Необходимо округлять десятые в значениях.
Используя цифры, округляйте их и избегайте дробей, если точная величина несущественна. К примеру, 12 % запоминается гораздо лучше, чем 12,3 % или 12,347 %.

Вывод:

При оформлении презентации визуализация имеет большое значение. Придать наглядность презентации может помочь включение в нее графических изображений.
К сожалению, некоторые авторы презентации допускают ошибки при использовании графических объектов на слайдах презентации. К таким ошибкам можно отнести:
Качество иллюстративного материала
Качество использованного иллюстративного материала имеет важное значение. скачивая с Интернета картинки часто авторы презентации берут первую попавшуюся картинку. Она может быть не всегда хорошего качества.
На представленной ниже картинке я показала одну и туже картинку, но в разных размерах:

Исходя из представленного материала, я думаю, что стало понятно, что если мы скачаем картинку размера 100х75, то данная картинка будет маленькой, а при ее растягивании мы получим слайды вот с таким оформлением:



Конечно, лучше скачивать иллюстративный материал размером от 500х350 и больше.
Уменьшенная картинка не теряет своего качества, в отличие от той, которую увеличивают, растягивая до нужного размера.

Не корректное использование иллюстративного материала
Повторюсь, желательно, чтобы изображение было не столько фоном, сколько иллюстрацией, равной по смыслу самому тексту, чтобы помочь по-новому его понять и раскрыть.
Необходимо использовать корректный иллюстративный материал.

Использование рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления
Примеры:

Цвет графических изображений резко контрастирует с общим стилевым оформлением слайда
Иллюстративного материал в Интернете большое количество. Но важно подобрать материал не только хорошего качества, но и чтобы цвет данной картинки не контрастировал с общим стилевым оформлением слайда.
Например:

Сравните:

 

Границы изображения
При оформлении презентации иллюстративным материалом, желательно устанавливать границы для вставленных картинок.
Сравните:

и

Во втором случае, границы картинок не размыты. Вставленные картинки имеют более четкие границы.

Если у картинки фон белый, то установка границ для такой картинки испортит ее вид.
Например:

Лучше такие картинки смотрятся если убрать белый фон.
Например:

Убирая белый фон, нужно убирать его тщательно, чтобы иллюстративный материал, используемый вами на слайде не портил его.
Например:

Пояснительные надписи
Желательно вставленные картинки сопровождать пояснительными надписями.
Например:

Портреты великих людей, которые вы используете на слайдах, тоже необходимо сопровождать пояснительной надписью.
Сравните:

Стиль должен быть один. Если вы подписываете портрет одного человека с полными данными, то делайте такие же подписи и для всех остальных портретов.

В некоторых случаях надписи не нужны.
Например:


Графические объекты с логотипами и адресами сайтов авторов
Защита авторских прав это правило, которое необходимо соблюдать. Однако не очень хорошо, когда на слайдах вставлены картинки с логотипами и адресами сайтов авторов.
Например:

В данном случае лучше подрезать данную надпись, а в конце презентации указать адрес сайта, с которого вы взяли иллюстративный материал и кто автор данной картинки.

Такие иллюстрации лучше не использовать. Лучше найти другую картинку без такого логотипа.
Рациональное использование пространства слайда при размещении графических объектов на слайде
Часто авторы презентации нерационально используют пространство слайда.
Например:


Для сравнения:

Чтобы рационально использовать пространство слайда, перед размещением на слайд каких-либо объектов установите на слайде сетку и направляющие линий (Вид → Сетка и направляющие).

Также старайтесь учитывать границы расположения объектов на слайде.
Если вы размещаете одну картинку на слайд, то соблюдайте границы так как показано на рисунке ниже: 

Если вы размещаете две картинки на слайд, то соблюдайте границы, например, так как показано на рисунке ниже:

Могут быть и другие варианты.

Если вы размещаете пять картинок на слайд, то соблюдайте границы, например, так как показано на рисунке ниже:

Графическое изображение в качестве фона
Я уже писала выше, что если вы используете графическое изображение в качестве фона, то необходимо учесть, что текст на этом фоне может быть не виден.
Например:

Лучше не использовать графические изображения в качестве фона.
Если очень хочется использовать в качестве фона картинку, то можно посоветовать использовать дополнительную подложку.
Например:

Вывод:

Нужно также учитывать особенности восприятия, которые сложились в европейской традиции: информация, особенно при просмотровом чтении воспринимается слева направо и сверху вниз – в соответствии с движением глаза.

 

 

Если текст первичен, а графический объект – это всего лишь иллюстрация, то лучше разместить текстовый фрагмент в левом верхнем пространстве слайда, а графический объект – внизу справа. Если же графический объект является смысловой доминантой слайда, а текст – это комментарий к рисунку, то в этом случае взаимное расположение нужно сделать иначе: рисунок сверху слева, а текст – внизу справа.

 

Большое влияние на подсознание человека оказывает анимация. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко влияют на подсознание. Причем чем короче воздействие, тем оно сильнее.

На что стоит обратить внимание при настраивании анимационных эффектов?

Во-первых, анимационные эффекты не должны быть самоцелью.
Не стоит думать, что чем больше различных эффектов – тем лучше. Чаще всего неудобочитаемые, быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи не вызывают ничего, кроме раздражения.

Во-вторых, анимационные эффекты допустимы либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть сдержанна и хорошо
продумана), либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для поэтапного вывода на экран схемы
).
Отметим, что любой движущийся объект понижает восприятие, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.

В-третьих, основная роль анимационных эффектов в текстовых презентациях – это решение вопроса дозирования информации.
Люди, как правило, лучше воспринимают информацию «порциями», небольшими, завершенными со смысловой точки зрения фрагментами. Именно анимация позволяет решить эти задачи, когда текст появляется на слайде фрагментами, поэтапно. Такой же поэтапный ввод информации хорош для логических схем, блок-схем, которые словно строятся на глазах у слушателей, отражая логику говорящего.
Анимационные эффекты сродни театральным: они могут решать и эмоциональные задачи. Например, на слайде демонстрируются два объекта: один из них «положительный», другой – «отрицательный». С помощью несложных анимационных эффектов входа, выхода, выделения и перемещения можно выстроить определенную композицию, при которой объект «-» исчезает,
растворяется, а объект «+» словно занимает его место, перемещаясь в центр слайда и увеличиваясь в размерах. Подобных эмоциональных решений можно создать множество.


Использование аудио и видео может как способствовать усилению эффекта, так и утомить. Это возможно при несоблюдении следующих моментов:
— При использовании звуковых средств обучения длительность звукозаписи допустима в пределах 25-30 мин, если при этом используется музыка, то на 5 мин больше.
— В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если, конечно, оно не несет смысловую нагрузку (трудно одновременно слушать педагога и музыку).
— Видео-, кино-, телематериалы могут быть использованы полностью или фрагментарно – в зависимости от целей, которые преследуются. Существуют следующие нормы использования аудио и видео, учитывающие динамику работоспособности
ребенка:
— продолжительность фильма на одном занятии не должна превышать 20-30 мин, длительность фрагментов – 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном занятии – не более 5 (данные нормы приведены для учащихся старших классов. Для учащихся младших классов – норма в 1,5 —
2 раза меньше);
— количество кадров в диафильме не должно превышать 25;
— нельзя использовать два фильма на одном занятии, но показ фрагментов из двух разных фильмов ( в качестве сравнения, взаимодополнения и пр.) вполне целесообразен.
И главный вывод, под которым я готова подписаться на все 100%: «грамотная, продуманная, показанная в нужном месте и в нужное время презентация, уроку не повредит».
Материал взят с сайта http://istorik.ucoz.com/forum/2-8-1
При копировании ссылка на сайт http://istorik.ucoz.com/forum/2-8-1 и данный блог обязательна.
 

4 responses to “Типичные ошибки в презентации

  1. Teodora Rankins

    04.07.2012 at 23:39

    Hi there, just became aware of your blog through Google, and found that it’s really informative. I am going to watch out for brussels. I’ll appreciate if you continue this in future. Lots of people will be benefited from your writing. Cheers!

     
  2. Emmett Adrien

    08.10.2012 at 05:53

    I simply want to say I am newbie to blogs and definitely savored you’re website. More than likely I’m want to bookmark your site . You surely have great articles. Many thanks for sharing with us your webpage.

     
  3. click here

    20.10.2012 at 10:46

    Just want to say your article is as surprising. The clearness in your post is simply great and i can assume you are an expert on this subject. Well with your permission allow me to grab your RSS feed to keep up to date with forthcoming post. Thanks a million and please continue the rewarding work.

     
  4. natural pore minimizer

    30.10.2012 at 20:26

    I’m glad to be a visitant of this complete weblog ! , thankyou for this rare info ! .

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: