RSS

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности в ОУ

Проектная деятельность в образовательном учреждении регламентируется рядом Положений, например, таких как:

  1. Положение об организации проектной деятельности.

  2. Положение о психолого-педагогическом консилиуме по сопровождению учащегося в проектной деятельности.

  3. Положение о погружении учащихся в проектную деятельность.

  4. Положение о защите (предзащите) проекта.

Приведем примеры, разработанных Положений


Положение об организации проектной деятельности

[Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. // Управление школой – 2005. — № 12. – С. 15 – 17]

 I. Общие положения.

  1. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
  2. Проектная деятельность является обязательной для учащихся младшего и среднего звена, для учащихся старших классов — по выбору.
  3. Проектная деятельность для учителей является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования, демократического стиля общения с детьми.

II. Цель проектной деятельности:

  1. Создание условий для понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

III. Задачи проектной деятельности в учебном процессе:

  1. Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  3. Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление);
  4. Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  5. Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

IV. Содержание проектной деятельности:

Проектная деятельность является составляющей учебной деятельности учащихся.

  1. Учащиеся школы выполняют учебные проекты и мини-проекты, темы которых предлагают учителя.
  2. Учебный проект оценивается по разработанным критериям и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект является межпредметным.
  3. Для организации проектной деятельности учителя в тематических планах должны указать предполагаемые темы проектов и примерные сроки их сдачи.
  4. Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.
  5. Проект может быть групповым или индивидуальным.
  6. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.
  7. Учащиеся 9 — 11-х классов могут по желанию выполнять проекты, темы которых они выбрали самостоятельно, тема должна быть согласована с руководителем проекта.
  8. Один раз в год, в установленный период, проводится научная конференция, на которой проходит презентация проектов и организуется конкурс проектов. Научно-методический совет школы является ответственным за организацию научной конференции. Цель организации презентации проектов:
  • предоставление учащимся возможности для публичного выступления с целью самовыражения;
  • повышение мотивации, интереса к учебе, престижности выполнения проектов;
  • обучение учащихся умению презентовать себя и свою работу;
  • обучение учащихся технологии проектной деятельности.

4.9. Оценивание персональных проектов учащихся 9-х и 11-х классов происходит дважды: презентация проекта и защита проекта, которая проводится в июне и является одним из экзаменов по выбору государственной аттестации. Итоговая оценка определяется специально формируемой экзаменационной комиссией

4.10. Оценивание презентации и защиты проекта происходит по различным критериям:

  • Презентация проекта оценивается по технологии проектной деятельности;
  • Защита проекта оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта.

4.11.На каждый проект руководитель с учащимися оформляет визитную карточку и проектную папку.

4.12.Научно-методический совет школы организует семинары для учителей по проектной деятельности и осуществляет консультативную помощь.

V. Функциональные обязанности руководителя проектной деятельности:

На руководителя проектной деятельности возлагаются следующие функциональные обязанности:

5.1. Разработка программы спецсеминара, составление календарно-тематического планирования занятий спецсеминара и плана-графика аттестационных работ, разработка вида и форм текущего (промежуточного, тематического) и итогового контроля, ведение мониторинга качества обученности гимназистов — участников спецсеминара по проектной деятельности;

5.2. Установка необходимого для ведения в рамках спецсеминара по проектной деятельности программного обеспечения, размещение гимназистов на специализированных рабочих местах, несение персональной ответственности за сохранность вверенных ему для проведения занятий спецсеминара оборудования и компьютерной техники;

5.3. Формирование проектных групп на основе полученных от администрации списков учащихся, являющихся разработчиками-исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли научных руководителей проектных групп, проведение необходимых консультаций с последними в ходе проектной деятельности, координация усилий всех членов проектной бригады;

5.4. Несение персональной ответственности за грамотное техническое решение, работоспособность представленного к защите участником спецсеминара проекта;

5.5. Обеспечение организационно-педагогических условий для творческого роста гимназистов в сфере избранной ими темы, подготовка гимназистов к участию в научно-практических конференциях.

VI. Функциональные обязанности руководителя проектной группы:

На руководителя проектной группы возлагаются следующие функциональные обязанности:

  1. Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта, исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей программы, электронного ресурса;
  2. Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида продукта, его назначения;
  3. Детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта, определение примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта;
  4. Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ;
  5. Своевременное занесение в журнал проведенных в соответствии с протарифицированной недельной нагрузкой консультационных часов;
  6. Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков, несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части, оказание помощи гимназисту в подготовке документации к защите проекта

VII. Механизм стимулирования работы членов проектной бригады:

  1. Обладатели лучших проектов могут направляться за счет средств гимназии в командировки для участия в научно-творческих конференциях и семинарах, на курсы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, номинироваться на получение корпоративных или государственных наград и премий. Их кандидатуры будут выдвигаться для заключения договоров на разработку проектов по заказам сторонних организаций.
  2. Наряду с производимой по ETC или на договорной основе оплатой труда педагогов, занятых проектной деятельностью, предусматривается дополнительное выделение денежных средств из внебюджетных фондов гимназии для материального поощрения членов бригад, чьи работы признаны лучшими проектами по итогам учебного года.

Положение о психолого-педагогическом консилиуме по сопровождению учащегося в проектной деятельности

 (вариант)

1.  Общие положения.

1.1  Психолого-педагогический консилиум (далее по тексту консилиум) является коллегиальной структурой ОУ, деятельность которого направлена на своевременное определение оптимальных условий развития школьника-участника проектной деятельности.

1.2    Консилиум создаётся и упраздняется директором ОУ.

1.3 Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, действующим законодательством Российской   Федерации, нормативно-правовыми   актами, инструкциями и методическими рекомендациями Министерства общего и профессионального образования, Министерства здравоохранения, уставом ОУ и настоящим положением.

2.  Цели деятельности консилиума.

2.1   Содействие в создании оптимальных условий для обучения,  развития и воспитания школьников, успешной их интеграции в общество.

3.  Основные задачи консилиума.

3.1 Комплексное изучение учащихся и педагогов (с их согласия) с целью определения наиболее благоприятных условий для протекания сотрудничества в проектной деятельности.

3.2  Организация взаимодействия всех специалистов школы, родителей.

3.3  Отслеживание динамики продвижения ученика в проекте.

3.4  Разработка  индивидуальных  рекомендаций  педагогом  и учащимся-проектировщикам для обеспечения эффективного выстраивания взаимодействия.

3.5  Ведение документации, отражающей развитие учащегося-проектировщика.

3.6  Консультативная и просветительская работа среди участников проектов, родителей.

4.  Права и обязанности.

4.1  Консилиум имеет право оказывать консультативную помощь участникам проектирования, родителям.

4.2   Консилиум обязан:

—     предоставлять в установленном порядке руководителю ОУ отчётность и информацию по вопросам, входящим в компетенцию консилиума.

—     оказывать соответствующую консультативную помощь педагогам и родителям в пределах своей компетенции.

—     готовить и подбирать материалы для диагностики учащихся.

—     вести подлежащим образом документацию.

—     соблюдать конфиденциальность информации об учащихся, прошедших обследование на консилиуме.

5.  Состав и организация работы консилиума.

5.1  Состав консилиума формируется исходя из потребностей участников проектной деятельности.

5.2 Участниками консилиума могут быть педагоги-предметники, классные руководители, руководители проектов, представители администрации, психологи, медицинский   работник, специалисты, привлечённые извне.

5.3 Инициатором проведения консилиума является руководитель проекта, руководитель консилиума — завуч по научно-методической работе.

5.4 Консилиум работает по графику, утверждённому руководителем ОУ.

5.5 В основе работы консилиума лежат следующие принципы:

1)     Приоритет-развитие учащегося.

2)     Системный и личностный подходы, реализующиеся через сотрудничество взрослого с учащимся.

3)     Образование без ущерба для здоровья.

4)     Мобильность работы консилиума.

5.6     На консилиуме рассматриваются и протоколируются данные всех участников консилиума.

5.7 На основании полученных данных консилиум принимает коллегиальное решение и даёт рекомендации об условиях и виде помощи учащемуся с учётом его индивидуальных способностей и возможностей. Решение носит рекомендательный характер и оформляется в виде заключения на соответствующих бланках и заверяется подписями председателя консилиума и членов консилиума.

5.8 На учащегося проходящего обследование заводится карта, в которую вкладываются: психолого-педагогическая характеристика на ученика, заключения специалистов с рекомендациями. Карта учащегося хранится у секретаря консилиума и выдаётся  только специалистам, работающим в консилиуме.

5.9  В консилиуме ведётся следующая документация:

—     журнал записи на консилиум

—     картотека индивидуальных карт

—     список специалистов консилиума и расписание их работы

6. Ответственность.

6.1 Консилиум несёт ответственность в случаях:

—     невыполнения функций;

—     выполнения не в полном объёме и не в установленные сроки функций отнесённых к компетенции консилиума;

—     несоблюдения действий законов Министерства общего и  профессионального образования, Министерства здравоохранения, Устава ОУ;

—     несвоевременной и недостоверной отчётности.

6.2 Персональную ответственность за деятельность консилиума несёт каждый член консилиума.

Положение о погружении учащихся в проектную деятельность

 (вариант)

1. Общее положение

Погружения учащихся в проектную деятельность проводятся для учащихся 7, 10-х классов. В зависимости от финансовой поддержки Погружения могут быть сезонными, выездными. В Погружении принимают участие педагоги ОУ, а также педагоги вузов и студенты, специалисты в различных областях деятельности. Погружения разрабатываются творческой группой по поручению НМС ОУ. Время проведения устанавливается решением Педагогического совета (начало либо конец учебного года). Длительность — 10 дней (60 час.)

2. Задачи

 В рамках работ, связанных с экспериментальной деятельностью по построению образовательного пространства, основанного на применении метода проектов с использованием информационных технологий Погружения являются:

—     способом актуализации проектной деятельности;

—     средством со организации детей, взрослых и детей (согласованные действия по достижению целей, совместное участие в ситуациях развития, поиск истины или решения);

—     возможностью выявить и учесть образовательные потребности учащихся.

—     возможностью апробации различные методов и форм совместной деятельности учащихся и взрослых;

—     способом апробации новых ИТ, лабораторных комплексов для решения поставленных задач.

3. Этапы проведения Погружения

1. Анализ включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность методических объединений (МО)

2. Выявление проблематики (МО, НМС).

3. Разработка творческой группой содержания Погружения.

4. Проведение Погружения:

—     Пленарная часть погружения (актуализация).

—     Презентация предлагаемых предметных областей.

—     Распределение учащихся с учетом интересов на творческие группы по

—     созданию и реализации мини проектов.

—     Организация деятельности (составление расписания, выделение кабинетов, техники и др.)

—     Разработка мини проектов.

—     Защита проектов на общей конференции.

5. Рефлексия.

6. Отчет о проведении Погружения на НМС.

Положение о защите (предзащите) проекта

 (вариант)

 I. Общие положение

1.  К защите проектов допускаются учащиеся:

—      проекты, которых, успешно прошли общественную экспертизу на открытой школьной Научно-практической конференции;

—      проекты,      которых,      участвовали     в     конкурсах      исследовательских     работ международного, российского, краевого, городского уровней.

II. Требования к проекта

1. Проект должен содержать элементы исследовательской работы. Необходимо чтобы в работе была сформулирована цель исследования, гипотеза, задачи. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об изучаемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Проектанту необходимо отдавать себе отчет в границах применимости и уместности используемой методики. В проекте должны быть представлены собственные результаты. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Работа должна быть завершена выводами или заключением, в которых тезисно, подводятся итоги выполненной работы, и подтверждается или отвергается исходно выдвинутая гипотеза.

2. Наличие внешней рецензии.

3. Рекомендация руководителя проекта или учителя предметника.

III. Критерии оценивания

1.   Актуальность проблематики работы

2.   Соответствие содержания заявленным целям и задачам.

3.   Глубина анализа проблемы.

4.   Научная новизна проекта.

5.   Практическая значимость работы.

6.   Личный вклад при групповой форме работы над проектом.

7.   Форма защиты, стиль изложения. Способ представления работы.

8.   Использование ИТ в проектной деятельности.

© При копировании материалов ссылка на блог обязательна.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: